Когда на лекциях маркетинга я изучала тему жизненного цикла товаров, мне казалось это чем-то "не из этой жизни", но сейчас я все больше понимаю, что подобные жизненные циклы присущи всем сферам нашей жизни, в том числе и нашему профессионализму.
Поскольку блог мой в большей степени про фото, а уж потом про все остальное, то и обсудить я хочу жизненный цикл профессионализма фотографа. Понаблюдайте динамику. Цель этого поста ответить на два ключевых вопроса:
почему растут цены на услуги? - спрашивают клиенты
до каких пор я могу спокойно поднимать цену? спрашивают фотографы.
Итак, давайте поэтапно будем разбирать ;).
1. первый этап - это "рождение" профессионализма, своего рода росток, - это когда вы купили зеркалку и подумали "а почему бы не заработать на этом?" Для этого этапа характерны такие моменты:
робость и неуверенность в себе
боязнь негативного отзыва
символичная стоимость услуг из разряда "не бесплатно и уже хорошо" кто на этом этапе? ставьте в комментах!
2. второй этап - осознание профессионализма. Наступает в момент, когда достаточно много заказов, появляются "сарафанные" рекомендации, клиенты оставляют положительные отзывы. Что характерно?
рост уверенности в себе
улучшение качества продукта - появляется сервис
желание увеличить стоимость услуг, осознонно, по формуле. Кто на этом этапе? Ставьте в комментах!
3. третий этап - авторитетность, узнаваемость.
золотой этап в жизни любого профессионала, в том числе и фотографа
гарантированное качество услуги, отлаженный сервис
запись на съемки на месяцы вперед
много рекомендаций, большой спрос
узнаваемость в среде фотобизнеса
есть все основания, чтобы поднять цену еще раз - это как новая должность, как продвижение по карьерной лестнице, переход в разряд ТОП.
Этот этап самый желанный и комфортный. Но есть и свои опасности - очень большой риск появления "звездной болезни" которая в свою очередь способна привести к этапу спада а иногда и умирания.
Такая динамика есть в жизни каждого - любой продавец хочет стать менеджером зала любой менеджер по подбору персонала хочет стать руководителем HR-отдела В профессии фотографа нет различных названий, он всегда фотограф - на стадии рождения, на стадии роста, на стадии узнаваемости - он всегда фотограф. Единственное, что является карьерным ростом в профессии фотографа - это стоимость услуг. Поэтому прежде чем осуждать рост цен, проанализируйте ситуацию, поставьте себя на место специалиста и выводы станут очевидными.
© 2019 ЛАБОРАТОРИЯ ФОТОБИЗНЕСА
LOVAPHOTOS@YANDEX.RU
авторизуйтесь